Состояние мировых рынков на сегодняшний день

Рейтинг брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов для СНГ!
    Бесплатное обучение трейдингу и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию, перейдя по ссылке:

Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию

Уроки минувших десятилетий российские власти усвоили плохо – они научились преодолевать кризисы и обеспечили макроэкономическую стабильность, но им не удается решить более сложную задачу – вывести экономику на траекторию развития.

От кризиса к кризису

20 лет назад, в 1999 г., Россия выбиралась из тяжелейшего кризиса, обернувшегося дефолтом, глубоким экономическим спадом, обесценением рубля, падением доходов. Девальвация и высвободившиеся мощности дали экономике импульс – рост на 6,4% в 1999 г. и на 10% в 2000 г.

Выбираясь из кризиса, власти готовили реформы – рассчитанную на 10 лет программу Германа Грефа. Были проведены пенсионная и налоговые реформы, включая введение «плоской шкалы» подоходного налога, приняты Трудовой, Земельный и Бюджетный кодексы, начались переговоры о присоединении России к ВТО и создании Таможенного союза. Это были основные достижения начала 2000-х гг., вспоминает профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Олег Вьюгин, работавший первым замминистра финансов и первым зампредом ЦБ: эффективная налоговая реформа, начало реализации программы Грефа, приватизация и заявление президента Владимира Путина о верховенстве права позволили восстановить доверие бизнеса к власти, придали уверенности частному сектору, что спровоцировало приток капитала в страну. В 2000-е гг. шел восстановительный рост, опиравшийся на первые итоги рыночных реформ и растущие нефтяные доходы, указывала директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.

За 10 лет к 2008 г. российский ВВП почти удвоился, доля бедного населения сократилась вдвое, прямые иностранные инвестиции выросли с $14,3 млрд в 2001 г. до $121,1 млрд в 2007 г., рубль существенно укрепился. Власти пытались сдерживать укрепление рубля ценой высокой инфляции, а она обернулась двузначными ставками по кредитам, что вынудило бизнес обратиться к дешевым иностранным займам – эта зависимость и валютный риск проявились в 2008–2009 гг.

Нефтяные доллары стабильно пополняли бюджет и поддерживали рост экономики. Цена нефти подскочила с $12/барр. в 1998 г. до $27,3 в 2003 г., а затем начала расти на 12–15% в год, достигнув к середине 2008 г. почти $150. Рост цены нефти объясняет от трети до половины российских темпов роста за десятилетие, указывал главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев. Приток сырьевых доходов позволил увеличить расходы федерального бюджета с 14% ВВП в 1999 г. до 18,3% и радикально сократить госдолг – с 92,4% ВВП в 1999 г. до 7,5% в 2008 г. В 2004 г. Россия впервые получила инвестиционный рейтинг.

Еще в 2000-е чиновники задумались, как изолировать экономику от нефтяных денег и сформировать подушку безопасности: в созданный в 2004 г. стабилизационный фонд направлялись дополнительные сырьевые доходы, полученные при цене барреля выше базовой – $20, которая затем начала повышаться, что позволяло увеличивать расходы бюджета.

Нефтяными долларами власти оплатили себе право на бездействие: реформы отошли на второй план. Резервы стали «мощным фактором торможения модернизации, поскольку позволяли снижать социальную напряженность за счет замедления реструктуризации предприятий-банкротов», писали в 2020 г. ректор РАНХиГС Владимир Мау и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин в докладе о рыночных реформах. Программа Грефа, по его собственным оценкам, была выполнена примерно лишь на треть. От нее фактически отказались, вспоминает Вьюгин. Началось усиление централизации власти – прямые выборы губернаторов были заменены их назначением, права местного самоуправления ограничены, а контроль за бизнесом ужесточался. Отношение властей к верховенству закона и опоре на частный сектор в развитии экономики стало меняться, констатирует Вьюгин: у них появилось желание контролировать частный бизнес и привлекать его к финансированию, в том числе теневому, политических задач. Переломной точкой стало дело ЮКОСа, когда в 2003 г. были арестованы и затем осуждены Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, а активы компании достались «Роснефти». Начала реализовываться линия на господство государства во всех стратегических секторах, писали Ясин и Акиндинова.

Повышение роли государства проявлялось по крайней мере в трех формах: расширение госсобственности, рост бюджетных доходов и расходов, компенсация недоверия к бизнесу и финансовым институтам за счет развития государственных финансовых структур, перечисляли Мау и Ясин. Целью новой политики стало повышение контроля государства над финансовыми потоками и экономикой в целом, все больше власти полагались на инвестиции бюджета.

Проявлением этого курса стало создание госкорпораций (в 2007 г. появились «Ростех», «Роснано», «Росатом», ВЭБ.РФ, Фонд ЖКХ и «Олимпстрой». – «Ведомости»), получивших ресурсы в виде активов и денег. Только в 2007 г. на их капитализацию было направлено более 600 млрд руб.

Движение экономики, запущенное позитивными ожиданиями, по инерции продолжалось вплоть до 2008 г., замечает Вьюгин. К 2008 г. экономика страны вышла на пик – ВВП составил 108% к 1990 г. Но впереди ее ждал новый шок – мировой финансовый кризис 2008–2009 гг.

Накопление проблем

В кризис российская экономика вошла отягощенная системными проблемами – гипертрофированной ролью государства и бюджета, зависимостью от цен на нефть и внешних рынков капитала, грузом неэффективных предприятий, ростом зависимости бизнеса и населения от государства, низкой конкуренцией, неэффективными институтами, высокой инфляцией. Все эти проблемы усилили удар кризиса.

За 2008–2009 гг. падение темпов роста ВВП от пикового докризисного уровня до нижней отметки в мае 2009 г. превысило 11%, чистый отток капитала за 2008–2009 гг. достиг $200 млрд, курс доллара вырос с $24,5/руб. до $35,7/руб. В условиях повышения рисков кредитования и сжатия притока капитала из-за рубежа началось быстрое падение инвестиций в основной капитал. Кризис оборотных средств, затронувший буквально все отрасли экономики, потянул за собой спад производства, вспоминает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников. Основной ущерб понесли успешные секторы, наиболее вовлеченные в глобальные рынки, – инвестиционная, банковская сфера и финансовые рынки, а также производство в экспортно- и инвестиционно-ориентированных отраслях.

Властям пришлось переходить от политики «управления ростом благосостояния» к борьбе с кризисом и его последствиями, писал Мау. В банковскую систему было влито более 5 трлн руб., крупнейшим компаниям были предоставлены госгарантии, ВЭБу – средства для поддержки фондового рынка и т. д. Была снижена федеральная часть налога на прибыль (что позволило предприятиям сэкономить почти 500 млрд руб.), изменены правила амортизации, удалось предотвратить банкротство системообразующих предприятий. Вместе с увеличившимися расходами (примерно на 660 млрд руб. в 2009 г.) всего на бюджетное стимулирование в 2008–2009 г. власти потратили более 2 трлн руб.

Весной 2009 г. цены на нефть вновь начали расти, а мировая экономика – восстанавливаться. Вслед за этим начался восстановительный рост и в России. После падения на 7,8% в 2009 г. ВВП страны увеличился на 4,5% в 2020 г., а затем рост стал затухать – и даже дорогая нефть уже не могла поддержать экономику. Со стороны внешнего спроса поддержки тоже не оказалось. Если за четыре докризисных года (2005–2008 гг.) рост мировой экономики составлял в среднем 4,9% в год, то за четыре посткризисных (2020–2020 гг.) – 3,8%, причем все четыре года его скорость падала. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры привело к падению прибыли предприятий, нехватка ресурсов резко ограничила возможности финансирования инвестиционных программ: в 2020 г. инвестиции в основной капитал упали впервые с 2009 г. Расходы бюджета, возросшие в предвыборные 2020–2020 годы, в реальном выражении начали сокращаться.

Стало понятно, что докризисная модель роста 1999–2008 гг., основанная на потребительском спросе, себя исчерпала. Требовалось переходить на инвестиционную модель и принимать трудные политические решения – провести масштабную приватизацию и принять меры для улучшения инвестиционного климата, указывал Мау. Частично такие задачи попали в программу ставшего в 2008 г. президентом Дмитрия Медведева. С его приходом появились новые надежды, вспоминает Вьюгин: были декриминализированы отдельные статьи Уголовного кодекса, обещано, что в основе политики государства будет лежать принцип «свобода лучше, чем несвобода». Была принята программа приватизации, совершенствовалась судебная практика по бизнес-спорам, была создана группа экспертов для анализа дела ЮКОСа, госкорпорации было предложено преобразовать или ликвидировать, создавался международный финансовый центр.

Чиновники правительства и администрации президента говорили, что кризис дает шанс на реформы. Но шансом не воспользовались: разработанная экспертами стратегия развития страны до 2020 г., по оценкам Центра стратегических разработок, была выполнена лишь на 29%. Недолгой оказалась и либерализация Медведева, а с возвращением в Кремль Путина вектор изменился – экспертиза дела ЮКОСа превратилась в «дело экспертов», госкорпорации и госкомпании усилились, приватизация обернулась национализацией, Высший арбитражный суд был присоединен к Верховному. Вернувшись в Кремль в 2020 г., Путин выпустил майский указ, частично воспроизводивший идеи Стратегии-2020: чиновники должны были увеличить долю инвестиций в ВВП, производительность труда, упростить ведение бизнеса, повысить зарплаты и т. д. Но к реформам это не привело. «Ситуация была похожа на скетч Ширвиндта и Державина середины 1980-х, где они изображают космонавтов: «Полет нормальный? – Нормальный. – Будем выходить в открытый космос? – А зачем, если полет и так нормальный?» – описывал ситуацию Мау в интервью «Ведомостям».

В итоге из кризиса экономика вышла в тупик. Проблемы копились и не решались, перечисляли экономисты, участвовавшие в разработке Стратегии-2020: «демографический крест» – сокращение числа занятых при росте числа пенсионеров, «ножницы конкурентоспособности» – высокие издержки при слабых институтах, «институциональные разрывы» – отсталые институты при высоком качестве человеческого капитала и «сырьевая зависимость». Россия получила слишком слабый пинок, чтобы очухаться, все более-менее обошлось, говорил Ясин, было бы больше пользы от более серьезных испытаний, которые мог принести экономический кризис.

Российская экономика 1999–2020

1999
Восстановительный рост ВВП на 6,4% после дефолта и экономического провала в 1998 г. Принятие жесткого бюджета
2000
Принята и начала реализовываться «Программа Грефа» – «Программа социально-эконо- мического развития России на период 2000–2020 гг.»
2001
Приняты Налоговый, Бюджетный и Трудовой кодексы. Снижены ставки НДС (с 20 до 18%), НДФЛ (вместо прогрессивной шкалы с максимальной ставкой 35% введена ставка 13%), налога на прибыль (с 35 до 24%)
2002
Пенсионная реформа – постепенный переход от распределительной к распределительно-накопительной системе
2003
Принято решение об отмене чукотских, мордовских и калмыцких налоговых льгот по налогу на прибыль. Начало дела ЮКОСа
2004
«Монетизация льгот» Введение бюджетного правила, по которому нефтегазовые доходы при цене нефти выше $20/барр. поступают в стабилизационный фонд
2005
Снижение ставок социальных взносов и налога на прибыль (с 34 до 26% и 24 до 20% соответственно). Принят закон «Об особых экономических зонах». Корректировка бюджетного правила – «цена отсечения» повышена до $27/барр.
2007
Создание госкорпораций; разделение стабилизационного фонда на резервный фонд и фонд национального благосо- стояния (ФНБ, предназначен для софинансирования доброволь- ных пенсионных накоплений людей и обеспечения сбаланси- рованности бюджета Пенсион- ного фонда)
2008
Начало мирового финансового кризиса, девальвация рубля и корректировка бюджетного правила – нефтегазовые доходы выше трансферта бюджету поступают в Резервный фонд (в 2008–2020 гг. трансферт составлял 6,1, 4,5 и 3,7% ВВП соответственно)
2009
Антикризисные программы. Падение ВВП на 7,8%
2020
Восстановительный рост ВВП на 4,5%
2020
Утверждение майских указов президента Владимира Путина. Вступление России в ВТО. Начало замедления роста ВВП
2020
Переход ЦБ к политике инфляционного таргетиро- вания; корректировка бюджетного правила – возвращение к базовой цене нефти (средняя за последние 10 лет) – доходы свыше этого уровня поступают в резервный фонд
2020
Введение санкций против России и ответных санкций, девальвация рубля, переход ЦБ к режиму плавающего курса рубля. Начало рецессии
2020
Всплеск инфляции – 12,9%. Принятие антикризисного плана и увеличение расходов резервного фонда
2020
Снижение инфляции до исторического минимума 2,5%. Возобновление действия бюджетного правила и начало покупок валюты для пополнения ФНБ
2020
Повышение пенсионного возраста и ставки НДС (с 18 до 20%). Утверждение нового майского указа Владимира Путина и национальных проектов.

ИСТОЧНИКИ: «ЭКСПЕРТ РА», «ВЕДОМОСТИ»

Стабильно без развития

В 2020 г. экономика России пережила идеальный шторм – падение цен на нефть (со $115,2/барр. в июне 2020 г. до $45,1 в январе 2020 г., а в начале 2020 г. – до минимума с начала 2000 х., $27,5), введение санкций из-за присоединения Крыма и ответных российских санкций, девальвация рубля (к концу 2020 г. курс снизился примерно вдвое). Уже в 2020 г. темпы роста экономики упали до 0,7% с 1,8% в 2020 г. и 3,7% в 2020 г., произошел рекордный отток капитала, прямые иностранные инвестиции рухнули до минимума за весь постсоветский период. В 2020 г. спад ВВП увеличился до 2,3% и продолжался до начала 2020 г.

Кризис сильно ударил по людям: девальвация вкупе с ограничением предложения продовольствия из-за антисанкций спровоцировали инфляционный шок – ускорение роста цен до 11,4% к концу 2020 г. ЦБ ответил введением в конце ноября плавающего курса рубля, а затем был вынужден экстренно повысить ключевую ставку до 17%.

Реальные располагаемые доходы россиян начали падать уже в 2020 г., на следующий год падение ускорилось до 3,2% и 5,9% в 2020 г. Пытаясь сохранить привычный уровень потребления, люди начали копить долги, что привело к сильному росту потребительского кредитования – с 2020 г. доля обязательных платежей домохозяйств по необеспеченным потребительским кредитам увеличилась с 7,5 до 8,4% доходов, а доля домохозяйств с кредитами превышает 40%.

В отличие от 2008–2009 гг. начавшийся рост цен на нефть не привел к отскоку экономики. И властям пришлось перейти к бюджетной консолидации – федеральные расходы сокращались от 5 до 10% вплоть до 2020 г., когда было одобрено новое бюджетное правило (стало применяться еще в 2020 г.): все нефтегазовые доходы, полученные при цене барреля свыше $40, должны направляться в фонд национального благосостояния. Снизив зависимость экономики от нефтяных цен, бюджетное правило помогло ЦБ в политике инфляционного таргетирования, к которой он перешел в 2020 г. Впервые инфляция достигла таргета 4% в мае 2020 г., а по итогам того года составила и вовсе 2,5%, но затем начала ускоряться, преодолела таргет и только этой осенью вернулась к 4%.

Пытаясь ускорить рост экономики, власти пошли по привычному пути использования бюджетных ресурсов. В мае 2020 г. Путин подписал указ, в котором определил цели на этот свой президентский срок – повышение продолжительности жизни до 78 лет, снижение вдвое уровня бедности, рост производительности труда, увеличение доли инвестиций в ВВП и т. д. На основании указа были разработаны национальные проекты общей стоимостью 25,7 трлн руб., из которых 13,2 трлн потратит федеральный бюджет, еще 4,9 трлн – регионы. Власти рассчитывают, что в ответ 7,5 трлн руб. вложит бизнес. При этом часть денег на нацпроекты власти изъяли у населения и бизнеса, повысив с 2020 г. НДС с 18 до 20%. Решение дорого обошлось экономике – риски ускорения инфляции вынудили ЦБ ужесточить денежно-кредитную политику.

Внезапным для избирателей стало решение о повышении пенсионного возраста, с помощью которого власти рассчитывают получить ресурсы для увеличения пенсий, снижения нагрузки на бюджет, увеличения рабочей силы в экономике. За внезапность решения Кремль заплатил ростом протестных настроений населения.

Несмотря на внешнее сходство с кризисами 1998 и 2008 гг., последний спад оказался куда глубже и сложнее. Его можно сравнить лишь с трансформационным периодом 1990-х гг., писала Акиндинова. Россия попала в «ловушку среднего дохода», объясняет замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов: быстро растущие экономики обычно замедляются, когда исчерпывают «преимущества отстающего» – получение большей прибыли из-за низких издержек. Аналитики «Ренессанс капитала» предрекали России 10 лет (до 2023 г.) роста темпами не выше 2% в год. Пока реализуется именно такой сценарий – по прогнозу Минэкономразвития, с 2021 г. темпы роста экономики превысят 3%, но большинство экспертов в это не верят. Только один из 25 аналитиков, опрошенных ВШЭ, надеется на 3%-ный рост ВВП, и то лишь в 2024–2025 гг.

Из-за неоправдавшихся надежд на реформы сформировался кризис доверия к государству, констатировали аналитики Всемирного банка. Единственным успехом властей стали макроэкономические реформы – переход к таргетированию инфляции, стабилизация бюджетных расходов и новое бюджетное правило, перечислял Гуриев. «Но макростабильность – это еще не рост», – предупреждала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина этим летом. Бюджетного ресурса тоже недостаточно: госинвестиции не могут подменить частные. Чтобы они росли, бизнес должен быть готов рискнуть собственными деньгами, объясняла она, «а готовность взять на себя этот риск напрямую зависит от пресловутого инвестиционного климата», но теперь эти слова «иногда похожи на крик отчаяния». «Нужны жесткие ограничения даже на скрытую экспансию госсектора и регулятивный раж, придется возобновить реальную приватизацию и развитие фондового рынка», – указывает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.

Вера в справедливость, частное предпринимательство подорвана, взамен установлен полный административный контроль над судебной системой, которая, казалось, должна была обеспечивать соблюдение законов, описывает состояние инвестиционного климата Вьюгин: в ответ частный сектор куда осторожнее принимает решения об инвестициях, а ставка на госинвестиции все больше растет. Дальнейшее изменение системы невозможно без изменений самой ее сути, говорил федеральный чиновник: без изменения политической ситуации, конкуренции, без устранения неравенства и несправедливости в распределении ресурсов.

Состояние мирового финансового рынка

Мировой финансовый кризис для ряда экспертов не был неожиданностью, многие предрекали его появление в связи с застойным состоянием финансового рынка и общей напряженностью геополитической обстановки. Основные проблемы финансового рынка являются системными, что обуславливает масштаб и затяжной характер мирового финансового кризиса.

Ситуация на финансовом рынке привела к дестабилизации инвестиционной и банковской сферы, отсюда отток капитала от рискованных активов и падение фондовых бирж по всему миру, с одной стороны, и рост драгметаллов, как наиболее консервативных и вещественных активов, с другой.

Задача финансового рынка – аккумуляция и перераспределение денежных средств. Именно здесь мировая экономика дала трещину после мощного нагнетания «фантиков» — виртуальных денег. Мировой финансовый пузырь лопнул, а экономика стран оказалась неготовой к такому повороту событий. К такому состоянию современного финансового рынка привело создание финансовых фондов и пирамид;значительный выпуск американских долларов, не подкрепляемого должными «вещественными» ценностями; ипотечный кризис США.

Для наглядности рассмотрим кризис ипотечного рынка. Спрос на недвижимость в Америке рос, росли цены. Спрос породил новое предложение в виде низко обеспеченных ипотечных кредитов, проще говоря, кредитов любому желающему. Кредитные организации исходили из предпосылки перманентного роста цен, то есть полагали, что изъяв дом у должника, они все равно выиграют за счет роста цен на недвижимость. Когда же все кто хотел купить недвижимость, ее приобрел, спрос спал, и соответственно, цены на жилье стали снижаться. В данном случае, отсутствие грамотного прогнозирования финансового рынка и спроса на недвижимость, в частности, привели к кризису и разорению многих кредитных организаций США.

Вслед за ипотечным рынком США данная тенденция перекинулась на мировой финансовый рынок. В России кризис сильней всего ударил по банковской сфере, так как банки в результате иностранных заимствований в итоге оказались между молотом и наковальней. Рынок недвижимости избежал удара, поскольку доля ипотечного кредитования в стране не превышала 10% для вновь приобретенного жилья.

Перспективы мирового финансового рынка и финансового рынка Россиитуманны, кто-то настроен оптимистично и считает, что худшее позади. Кто-то верит в падение Америки, доллара и евро, и чуть ли не в прекращение денежно-рыночных отношений. Конечно, состояние современного финансового рынка оставляет желать лучшего, системные проблемы все еще не решены, перспективы туманны, а прогнозирование будущего тяжелое и неблагодарное занятие. Поэтому нам остается только набраться терпения и верить в лучшее.

Ситуация на рынке ценных бумаг в России 2020: статистика + прогноз на следующий год

22 декабря 2020

Приветствую всех читателей!

Рынок ценных бумаг в России 2020, его статистика во многом повторяет мировой тренд. Вместе с тем РЦБ РФ имеет и свои особенности. Об этом, а также о вероятных тенденциях 2020, я расскажу сегодня.

Состояние фондового рынка России в 2020 году

Ситуацию на рынке ценных бумаг России отражают несколько показателей.

MSCI Russia с 31.12.18 по 30.10.19 вырос на 33,8 % .

Повышение индекса РТС за 10 месяцев – 33,14 % (с 1 068,72 до 1 422,92 пункта).

Индекс МосБиржи (IMOEX) к 31 октября вырос на 22,14 % (с 2 369,33 до 2 893,98 пункта).

Сегодня он приближается к историческому максимуму в 3 000 пунктов.

  1. Акции российских компаний остаются одними из самых недооцененных в мире по отношению цены к прибыли на акцию – P/E.

Мультипликатор P/E на 30.04.19

  1. Приток частных инвесторов.

По данным статистики ЦБ России, по итогам трех кварталов количество клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг увеличилось:

  • на брокерском обслуживании на 53 % с 2 222 тыс. до 3 406 тыс.;
  • в доверительном управлении на 70 % с 152,2 тыс. до 259,4 тыс.;
  • открывших ИИС – на 96 % с 599 тыс. до 1 175 тыс.
  1. Рынок ценных бумаг России остается финансово-нефтегазовым. Цена на нефть стабильна и немного растет. Прогноз позитивный вплоть до преодоления отметки в $70 за баррель марки Brent в 2020 г.
  2. Рынок рублевых облигаций вырос на 11,8% и достиг 21,811 трлн руб. за 9 месяцев 2020 г. по данным ГК «РЕГИОН».
  3. Доля российского рынка ценных бумаг в мировом остается менее 0,5 %. При этом ВВП страны – 1,8 % от глобального.

2020 год для фондового рынка США

Декабрь 2020 г. стал худшим для американского рынка ценных бумаг с 1931 г. С 3 по 26 декабря индекс S&P500 потерял почти 16 % . Причиной, лежащей на поверхности, были 4 повышения ставки ФРС в течение 2020 г. на 0,25 % с 1,5 до 2,5 % .

За 10 месяцев 2020 г. S&P500 вырос на 21,17 %. Основные причины – коррекция и все то же снижение ставки до 1,75 % под давлением Трампа на ФРС. Политику смягчения проводили ЕЦБ, Китай, другие страны, в том числе РФ. Как результат – поддержание темпов роста мировой экономики и взлет индексов на 20 с лишним процентов.

Надолго ли это ралли? Анализ экспертов американских институциональных инвесторов – Goldman Sachs, JP Morgan и др. – предрекает глобальный кризис и обрушение фондового рынка. Политика смягчения лишь оттягивает его. Вопрос – когда? Очевидно, в 2020–2021 гг. или позже.

Главную причину аналитики видят прежде всего в циклах. После Великой Депрессии, по статистике, обвал происходит каждые 10–12 лет. На это накладываются другие причины:

  • увеличение долговой нагрузки на корпорации;
  • наращивание пассивных инвестиций в ценные бумаги;
  • госдолг США;
  • торговые войны и пр.

Как заработать на тренде фондового рынка

Имеют место две концепции: одна от мистера Трампа, другая – неправильная.

Чего хочет Дональд Трамп? Он хочет власти, стабильности и процветания. Программа максимум – рост макроэкономических показателей и фондового рынка к ноябрьским президентским выборам. Основные инструменты – давление на ФРС по ставке и своевременное прекращение торговой войны с Китаем.

Альтернативные варианты. Триггером кризиса могут послужить различные факторы:

  1. Банкротство крупной корпорации.
  2. Обострение конфликта с Китаем, протекционизм и торговые конфликты вообще.
  3. Снижение кредитных рейтингов крупных корпораций из-за долговой нагрузки. В результате из-за повышения стоимости облигаций может начаться переток капитала с рынка акций.
  4. Паника пассивных инвесторов. Например, на рынке биржевых фондов ETF. Первопричиной в краткосрочной перспективе это вряд ли станет. Но массовый сброс ценных бумаг может усилить любую другую причину.
  5. Кризис американского госдолга. Об этом говорят уже второе десятилетие. На самом деле львиная доля рынка трежерис – это деньги, переложенные из одного кармана в другой.
  6. Кризис на каком-либо развивающемся рынке ценных бумаг или дефолт по госдолгу.
  7. Обострение военных конфликтов.
  8. Внутриполитическая ситуация в США.
  9. Увеличение процентных ставок.

Прогноз: Трамп – хороший игрок в покер. Обрушение фондового рынка невыгодно никому. Оттягивать кризис и заливать экономику «деньгами с вертолета» – в интересах большинства заинтересованных игроков (а там «сдохнет или ишак, или падишах»). Тем не менее, в условиях неопределенности лучше захеджироваться.

Например, использовать обратное соотношение портфеля ценных бумаг институциональных инвесторов: 40 % – в высоколиквидные акции, 60 % – в надежные облигации и золото. А после спада и начала коррекции – максимум вложений в подешевевшие акции с постепенным выходом на стандартный «институциональный портфель ценных бумаг» 60:40 в пользу акций по мере восстановления рынка.

Небольшие суммы можно инвестировать через бумаги индексных ETF. Они наполнены базовыми активами – ценными бумагами индекса, а стоят сотни рублей за штуку.

Заключение

Статистика неумолима: динамика отечественного рынка ценных бумаг обусловлена общемировой. Другой важнейший фактор – цена на нефть. Дополнительно стимулируют экономику России вложения в акции и расширение круга внутренних инвесторов низкая ключевая ставка и инфляция.

Рынок недооценен и имеет большой потенциал. Прогноз экономического роста России и цен на энергоносители – позитивный. При прочих равных условиях в 2020 г. все должно расти.

Резкая смена тренда до осени будет очевидно свидетельствовать о рукотворности кризиса. В условиях современного информационного поля независимые аналитики просчитают это на раз-два. Столь явное воплощение негативного сценария приведет к изменению глобальных процессов.

Подорвет доверие и к США, и к американскому рынку ценных бумаг, и к мировой финансовой и не только архитектуре. Такая «реструктуризация» вряд ли в интересах ведущих игроков. Поэтому сценарий менее вероятен, чем позитивный (до осени 2020 г.).

На этом я завершаю обзор рынка ценных бумаг в России. Надеюсь все же на лучшее развитие событий. Подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить ничего интересного.

Список русскоязычных брокеров бинарных опционов:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов для СНГ!
    Бесплатное обучение трейдингу и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию, перейдя по ссылке:

Добавить комментарий