Мозговой штурм (брейнсторминг). Метод мозгового штурма

Рейтинг брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов для СНГ!
    Бесплатное обучение трейдингу и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию, перейдя по ссылке:

Метод «мозгового штурма» для командного решения творческих и нестандартных задач

Brainstorming (брейнсторминг, «мозговой штурм», «мозговая атака») — способ решения задач посредством процедуры группового креативного мышления, при котором сначала за короткий промежуток времени придумывается много вариантов решения поставленной задачи (как логичных, так и абсурдных) без каких-либо ограничений, и лишь затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные — всего лишь 10-15%, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан американским психологом Алексом Ф. Осборном, который обратил внимание на то, что одни люди хорошо «генерируют» новые идеи, но плохо справляются с их анализом, и наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». При обычных обсуждениях эти две категории людей, оказавшись вместе, как правило, мешают друг другу. В связи с этим Осборн предложил разделить этапы генерирования идей и их анализа. Одна группа, получив задачу, должна только выдвигать идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа — только анализировать выдвинутые идеи. Свой метод групповой интеллектуальной работы Осборн назвал «брейнсторминг» или «мозговой штурм».

Суть метода и цель его применения

Сейчас конкуренция вынуждает участников рынка искать что-то новое, в связи с чем методики поиска новых идей прорвались в область бизнеса. Известны два основных способа получения новых идей:

  • способ легкий: идею можно позаимствовать, а попросту «украсть»;
  • способ сложный: можно попытаться придумать, но, к сожалению, это получается не всегда. И тут возможно обращение к методикам, которые, конечно, не заменяют мыслительный процесс, но призваны его усиливать.

Методики активизации творческого мышления начали интенсивно развиваться с середины прошлого века, в первую очередь в области военной техники, прежде всего в связи с усиливающимся противостоянием враждующих военных блоков. Исторически первым методом поиска идей, получившим распространение, и явился «мозговой штурм» (он же «мозговая атака», он же брэйнсторминг), созданный Алексом Осборном в 40-е годы 20-го века. Цель — стимулировать группу людей к быстрому генерированию большого количества идей. Вариант «мозгового штурма» хорошо знаком всем нам по телезрителей передаче «Что? Где? Когда?» «Мозговой штурм»(далее МШ) относится к неалгоритмическим методам активизации творческого мышления и как все неалгоритмические методы направлен на резкое увеличение числа вариантов решения.

Проблема, которую хотел решить Алекс Осборн, заключается в следующем: творческая задача предполагает множество вариантов решений. Поиск удачного решения начинается с наиболее привычного, общепринятого направления, действий по аналогии, как все. Это хорошо в обычных, «нетворческих» ситуациях, т.к. избавляет от необходимости лишний раз думать. Сложность творческой ситуации в том, что ее решение часто лежит далеко за пределами обычных представлений. В то же время у каждого человека в голове существуют некие «фильтры» (социальные, профессиональные и т.п.), которые не дают развиваться неожиданным, оригинальным идеям. Человек отбрасывает решения, которые кажутся ему слишком смелыми, опасаясь критики, насмешек со стороны коллег и начальства. Если же эти «фильтры» убрать, то можно если и не повысить качество идей, то, по крайней мере, увеличить их количество. Основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики. Алгоритм вкратце таков:

1. Отбирается группа из 4-10 человек. Оптимальное количество участников — 5-6 человек.

ТОП лучших платформ для торговли бинарными опционами:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов для СНГ!
    Бесплатное обучение трейдингу и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию, перейдя по ссылке:

2. Участникам сообщается проблема, которую предстоит решить. Необходима правильная формулировка задач на входе. Для этого производится пятнадцатиминутное введение в проблему и четкая постановка цели работы группы. Предпочтительнее, чтобы все участники получили их в письменном виде.

3. Собственно штурм, задача которого — получить от так называемых «генераторов идей» как можно больше идей. Здесь вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, а критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любая высказанная мысль поощряется. Модератор, а точнее — фасилитатор (от «facilitate» — упрощать), который знаком с проблемой и формулирует ее для участников на предыдущем этапе, подбадривает и эмоционально заводит участников. Необходимость модератора разделяют далеко не все специалисты. Многие считают, что сформулировать проблему можно перед началом МШ, а потом предоставить команду самой себе. Такой модератор — ни в коем случае не руководитель: на МШ не должно быть никакого намека на руководство. И особенно противопоказано делать модератором представителя заказчика идей. Свободная и раскованная атмосфера важнее всего для успешного брейнсторминга. Необходимое время – 2-3 часа.

Некоторые авторы считают, что МШ будет эффективнее, если члены группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Именно поэтому многие компании предпочитают не просто собрать сотрудников на брейнсторм, а организовать выездную сессию на пару дней, где участники смогут чередовать семинары, отдых и «мозговые штурмы». Практика показывает, что качество идей, предложенных ими на второй день, бывает выше, чем в первый. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».

4. Этап анализа. Когда N-ное количество идей получено, предстоит выбрать самые многообещающие, перспективные идеи, которые можно будет развить. Критика, наконец, разрешена, но не огульная: в каждой идее необходимо попытаться найти конструктивное зерно. Оценивать критически идеи, высказанные в ходе МШ, должна другая группа людей – «эксперты». И это психологически правильно, т.к. обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом. Формируется итоговый список наиболее сильных идей и решений. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными. Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников в голову не приходили.

Некоторые ошибки, регулярно совершаемые при проведении «мозгового штурма»:

Ошибка 1: смешение МШ и традиционного рабочего совещания, проведение МШ в стиле «шел шестой час утренней пятиминутки».

Часто процедуру «мозгового штурма» представляют примерно так: собрались менеджеры, посидели пару часов в свободной обстановке, поговорили на заданную тему, посмеялись и выписали на доску 3 идеи.

Ошибка 2: смешение простых и сложных задач, попытка начать МШ сложной задачи, не раздробив её предварительно на более простые подзадачи.

Творческие задачи бывают очень разных уровней сложности (по классификации творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера). Условно говоря, задача 1-го уровня сложности- придумать рекламный слоган для небольшого магазинчика. Другое дело – разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы. Эта задача явно распадается на множество подзадач: «Как найти спонсоров?», «Как организовать работу агитаторов?», «Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?» и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке «Как победить на выборах», то и получится в результате что-нибудь вроде «устроить государственный переворот». МШ более эффективен при решении простых задач «в один-два хода». Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи. Вместе с тем, понятно, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.

Ошибка 3: отсутствие разогрева штурмующих, «подводки» к МШ.

Для начала штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего «Ну, давайте штурмовать, смелее выдавайте Ваши неожиданные идеи!». Чтобы обсуждение «завелось», необходима соответствующая обстановка, разминка, разогрев, «психологическое выравнивание» участников. Для этого в начале вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной).

Ошибка 4: «давайте дадим всем высказаться».

В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть участники должны высказываться по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, процессом должен руководить ведущий, вызывая участников по именам. Но МШ проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание), задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Как правило, признак того, что МШ «зажёгся» — люди начинают выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга. Призыв здесь выступать согласно регламенту или должностям — погубит МШ на корню.

Ошибка 5: попытка вести протокол МШ «на бумажке» или на доске.

Наивно думать, что выкрики штурмующих кто-то успеет записать – ассистент или сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею. Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно! Поэтому запись «от руки» исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.

Ошибка 6: отсутствие «запасных ходов» ведущего и его ассистентов.

У ведущего должны быть свои приемы «зажечь» МШ вновь, если он начинает тухнуть или идеи штурмующих ходят по кругу. Как правило, для этого ведущим или его ассистентами вбрасывается некая провоцирующая, боковая идея или используются т.н. «провокаторы» (это кто-то из участников штурма). Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.

Ошибка 7: забыть «выключить» обсуждение — в том числе и удачное.

«Мозговой штурм» нужно уметь закрыть. Некоторые люди, которые участвуют в МШ впервые, испытывают острый эффект по принципу: «Штирлиц подумал. И это ему понравилось. «. Иногда человек не может сам остановиться, даже после формального окончания, поэтому необходимо его грамотно вывести их из состояния «творческого экстаза» и тем самым «выключить» из штурма.

Ошибка 8: неряшливый, несистемный анализ.

Очень важно уметь анализировать и дожимать идеи на стадии анализа, после состоявшегося МШ. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи.

Ошибка 9: неэффективность обучения МШ по существующим литературным источникам.

Подобно тому, как нельзя обучить игре на рояле по телевизору, лучше всего обучать МШ вживую, а не по литературным источникам. К сожалению, в литературе отсутствует полноценное методическое описание технологии «мозгового штурма», которое позволяло бы обычному человеку по литературному источнику провести МШ для решения нестандартных, творческих задач.

Кому и когда это нужно

Методом «мозгового штурма» можно рассматривать любую проблему. Этот метод можно использовать на любой стадии решения творческих и нестандартных задач, в том числе и вначале, когда сама проблема еще окончательно не определена.

Метод мозгового штурма: описание, этапы и преимущества.

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

Научно-
образовательный
портал IQ

Метод мозгового штурма и его модификации

Принципы метода «мозгового штурма»:

  1. Четкая формулировка цели и/или задач и ограничений.
  2. Обеспечение максимальной свободы участникам
    • предоставление слова каждому (поощрение застенчивых, «придержание» наиболее активных и авторитетных);
    • полная свобода мнений, поощрение «безумных» идей, аналогий (литературных, музыкальных, биологических и т.д.);
  3. Тщательное формирование состава участников
    • определение численности;
    • по специализации, предназначенное для полного покрытия необходимой области, а в некоторых случаях, выходящего за ее пределы, а также возможности частичной взаимной замены;
    • психологическая (отсутствие злокачественных конфликтов, явных лидеров);
    • по квалификации (высокий и примерно равный уровень)
    • иногда введение «рыжего»;
  4. Иерархическое ведение обсуждений: сначала — максимально вширь, затем оценка перспективности вариантов и отбор наилучших, потом снова «вширь»;
  5. Огромная роль «ведущего»и демократический стиль руководства:
    • создание творческой, целенаправленной и бесконфликтной атмосферы;
    • умение «выявлять» предложения и направлять ход дискуссии (греческий метод).


Выводы:

  1. Метод мало формализован.
  2. Нагрузочность и конфликтность.
  3. Результаты чрезвычайно сильно зависят от подготовки и проведения.


Морфологический метод и метод анализа круга проблем.
Методы состоят в разложении исходной проблемы на компоненты или возникающие проблемы, а затем в их последующей разбивке на альтернативные способы реализации. Затем составляются все возможные варианты сочетаний. Для каждого из них или лишь для наиболее перспективных вариантов составляется соответствующий проект.

Метод аналогий

Идея метода состоит в вычленении возникшей проблемы и попытке ее решения с помощью идей из других сфер жизни и науки. Одно время метод применялся настолько успешно, что на его основе родилась целая наука — синектика. Ее область, занимающаяся заимствованием технических идей в биологии называется бионикой.

Для использования метода аналогий необходимо:

а) вычленить причину затруднений;

б) предельно формализовать ее до уровня, воспринимаемого специалистами из других областей;

в) описать цели будущего решения и объективные ограничения;

г) выделить область жизни или науки, в которой могут быть близкие по своему смыслу решения;

д) подобрать команду специалистов из выбранной области;

е) организовать и провести мозговой штурм;

ж) интерпретировать для исходной области полученные варианты решений;

з) выбрать из них реализуемые и наиболее эффективные.


Случайный импульс

Наш мыслительный аппарат функционирует в виде самоукрупняющейся запоминающей системы. Объем внимания отличается ограниченностью и ассоциативностью. Т.е. при одновременном поступлении в мозг двух сигналов при специально созданных условиях между ними должна установиться некая логическая цепочка, которая может существенно изменить восприятия каждого из сигналов.

Основные приемы для ускорения этого процесса:

  • объединение множества людей;
  • посещение мест, где много случайных вещей (магазин, выставка, библиотека и т.д.);
  • сознательное объединение ранее несвязанных мыслей, например, с помощью случайных слов-подсказок


Метод «635»

Шесть человек высказывают по три идеи по заданному вопросу за пять минут.

Затем листки с их мнениями передаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы.

Через полчаса, как максимум, готово 18 разработанных предложений. Следующие полчаса даются на их обсуждение, дополнение и выбор наилучших вариантов.


Метод модераций

Участники заполняют по три карточки с кратким описанием имеющихся проблем (анонимно).

Модератор тасует полученные карточки и по очереди оглашает их содержание, предлагая отнести их к определенным группам. Если мнения участников расходятся, окончательное решение принадлежит автору данной карточки. В результате все проблемы оказываются разбиты на группы (кластеры).

Обсуждается каждый из кластеров. Предлагаются следующие возможности: исключение (включение) из него каких-либо проблем, разбиение на несколько более мелких групп или, наоборот, их укрупнение.

Разрабатывается общее наименование кластеров. Определяется их относительная важность.


Модификации процедуры проведения мозгового штурма

Метод индивидуального мозгового штурма

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса — 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) — диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. Недостаток — отсутствие синергического эффекта. Преимущество — оперативность и экономия на людях.

Письменный мозговой штурм.

Используется, прежде всего, при географической разобщенности участников, следовательно, возможность набрать специалистов экстра-класса. Недостатки — отсутствие синергического эффекта, продолжительность процесса.

Метод прямого мозгового штурма.

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

Метод массового мозгового штурма.

Используется для решения глобальных проблем. Создается компетентная группа, которая разбивает исходную задачу на части. Затем отдельно по каждому блоку проводится метод мозгового штурма. Следующий этап — сбор руководителей групп и обсуждение всех идей.

Метод двойного (парного) мозгового штурма

Введение критики идей. Этапы: прямой мозговой штурм, обсуждение, продолжение выдвижения идей.

Метод мозгового штурма с оценкой идей

Это объединение двойного, индивидуального и обратного метода. Используется для решения сверхсрочных проблем. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение участвовать в методе мозгового штурма. Этапы: генерация идей, ознакомление всех участников с вариантами идей и комментариями и самостоятельная оценка вариантов, выбор нескольких (3-5) лучших вариантов с указанием их достоинств и недостатков, обсуждение с мини-штурмами, сужение списка лучших вариантов с уточнением достоинств и недостатков, индивидуальные презентации лучших вариантов и их коллективное ранжирование. Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинства: снятие эффекта «единого мозга», возможность организовать конструктивную критику.

Обратный мозговой штурм.

Используется при реализации проектов, состоящих из многих этапов (элементов). В случае неудачи одного этапа — срыв всего процесса. Следовательно, самое важное — убедиться в верности каждого элемента. Цель мозгового штурма — максимальное выявление всех недостатков. Этапы: составление списка существующих, потенциальных и возможных в будущем недостатков с помощью мозгового штурма; их ранжирование.

Метод корабельного совета.

Высказывания проводятся в соответствии с иерархией. Недостатки: при возникновении идеи после своей очереди ее нельзя высказать.

Метод конференции идей.

Это метод мозгового штурма, но более непринужденная обстановка, например, круглый стол.

См. также:

АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ КЛЮЕВ

Университетское управление. 2003. № 1(24). С. 3.

Список русскоязычных брокеров бинарных опционов:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов для СНГ!
    Бесплатное обучение трейдингу и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию, перейдя по ссылке:

Добавить комментарий