Кто такой лидер Типы лидерства

Рейтинг брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • БИНАРИУМ
    БИНАРИУМ

    1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов для СНГ!
    Бесплатное обучение трейдингу и демо-счет!
    Получите бонус за регистрацию, перейдя по ссылке:

Лидерство: что это в психологии, определение понятия, функции, примеры

Можно смело заявить, что люди – это и есть история. Каждому знакомы такие имена, как А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, Мэрилин Монро или Уинстон Черчилль. Несмотря на то, что род их занятий абсолютно разный, объединяет их одно: всех, безусловно, можно назвать лидерами. Об определении лидерства в психологии: что это такое и какие концепции существуют, я расскажу в этой статье.

Пару слов о понятии

Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.

Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.

По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.

Сущность

Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.

Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».

Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.

Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.

Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.

Но качество может быть двух видов:

В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.

Разновидности

Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.

Самая известная классификация выделяет такие виды:

  • Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
  • Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
  • Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.

Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:

  • Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
  • Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
  • Политический – деятели государства и общества.

Классификация на основе функций лидера

  • Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
  • Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
  • Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
  • Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
  • Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.

Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.

История

Концепция лидерства начинается в 20-х гг двадцатого столетия. Именно тогда впервые проявляется интерес к механизму управления, как к науке. В первую очередь, ученые обнаружили наличие одинаковых свойств у самых известных лидеров. Так и появилась «Теория великих людей».

Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.

После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.

Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.

Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.

Лидер в группе: психология

Этот человек знает, как сохранить спокойствие и самообладание даже при очень трудных обстоятельствах. Он обладает стрессоустойчивостью, продуктивно и быстро принимает важные решения. И главное, он берет ответственность за свои поступки.

  • Умение продвигаться к цели. Вожак знает, что конкретно ему нужно достичь, и идет к этому несмотря на преграды и неудачи. Более того, он не собирается останавливаться на достигнутом. Если он твердо решил получить желаемое, то никто не сможет его притормозить. Поэтому настойчивости и упорства ему не занимать.
  • Высокоразвитый интеллект. Ему регулярно приходятся решать сложные задачи, думать на шаг вперед и разрабатывать стратегии дальнейшей работы. Поэтому он стремится обзавестись новыми знаниями не только в области профессиональной деятельности.
  • Самоуверенность. Он не должен сомневаться во время продвижения вперед. Если у личности нет уверенности в собственных силах, то вряд ли она станет ведущей своей группы. Ведь за слабым индивидом никто не последует.
  • Способность объединять вокруг себя многих единомышленников. Авторитетом не становятся сами по себе, это явление социальное. Поэтому ему необходимо управлять другими, вести их вслед за собой. А если это хороший руководитель, то и работа выходит слаженной и организованной.
  • Готовность к переменам. Вожак осознает, что в любой момент может все измениться. Тогда придется корректировать планы, принимать новые решения, а возможно, кардинально менять методы саморазвития и совершенствования своей команды.

Но самое важное в таком определении, лидер в психологии – это тот, кто внутренне готов к управлению окружающими и имеет соответствующее самоощущение.

Каковы особенности и преимущества очной консультации?

Основные стили и модели лидерства: особенности, эффективность в разных ситуация

В современном менеджменте существуют разные типы лидерства. Их классифицируют по стилям, типу деятельности, направленности их влияния и т. д.

Лидерство может принимать разные формы

Понятие лидерства

Точного определения понятия «лидерство» нет. Одни говорят, что это способ влияния и управления, другие – умение одного человека мотивировать других усердно работать. Прежде всего лидерство сочетает в себе:

  • силу характера;
  • волю к победе;
  • прекрасный дар убеждения;
  • активное стремление к успеху;
  • готовность нести ответственность за действия других;
  • умение взаимодействовать с людьми и т. д.

Преимущества лидерства в том, что оно дает свободу действий, уважение со стороны других людей, радость от занятия любимым делом. Оно обеспечивает духовный, личностный рост. Дает человеку удовлетворение и самоуважение, потому что люди ему доверились, уверенность в своих возможностях и силах.

Лидерство проявляется в разных сферах жизни – политике, бизнесе, спорте. Это часть семейной жизни, т. к. в семье всегда должен быть лидер. Особенно важно лидерство в экстремальных ситуациях, т. к. только организующее начало (лидерство) может привести в итоге к контролю над ситуацией.

Лидер может иметь как позитивное, так и негативное влияние

Типы лидеров

Лидер – человек, который способен к анализу реальной ситуации и принятию быстрых решений. Часто от его действий зависит судьба всей команды. Он умеет распределять обязанности и функции, знает, кого и как мотивировать.

Но лидеры бывают разные по типу характера, осуществляемых действий и т. д. Поэтому их классифицируют по разным критериям.

Классификация по Э. де Боне

Британский психолог Э. де Боне в качестве критерия использует роли, которые выполняют руководители-лидеры в коллективе. По его классификации, виды лидеров существуют такие:

  1. Ведущие за собой. Это те, кто любят принимать даже сложные и рискованные предложения. Они соглашаются нести ответственность за работу сотрудников. Обычно такие люди обладают врожденными лидерскими навыками.
  2. Генераторы идей. Ориентируются на свои и командные задачи. Наперед изучают ситуацию и возможные риски. При принятии решений руководствуются не только своими знаниями и опытом, но и полагаются на интуицию. Их идеи креативны, необычны и не соответствуют стандартам, что часто позволяет решить тяжелые задачи.
  3. Продавцы идей. Эти лидеры предприимчивы и креативны, имеют творческий тип мышления. Но часто им тяжело предпринять кардинально новые действия. Обычно они принимают решения на базе чужих идей, но перестраивают их под особенности своей команды.
  4. Синтезаторы. Их особенность – умение выделять главное среди второстепенного и ненужного. Прежде чем что-либо предпринять, перечитывают множество литературы, знакомятся с разными идеями других людей. Они постоянно улучшают свои навыки управления людьми.
  5. Разъяснители. Способны быстро и легко объяснять сложные вещи. Отлично умеют доносить важную информацию до членов команды.
  6. Реакторы. Быстро реагируют на изменения, умеют подстраиваться под условия рынка. Активно и конструктивно критикуют действия других людей, когда уверены, что те поступают неправильно. Дают дельные, хорошие советы. В результате делают этих людей своими последователями.
  7. Коммуникаторы. Их преимущество – любят общаться с людьми. Могут найти подход даже к особо сложному клиенту или сотруднику. Знают основы манипулирования. Умеют слушать и слышать. Способны проводить коучинг-сессии.
  8. Исследователи. Умеют быстро и качественно обрабатывать информацию. Следят за тенденциями рынка, активно внедряют новые системы управления. Любят анализировать факты, проводить эксперименты.
  9. Следопыты обладают способностью к самостоятельным действиям. Могут долго изучать действия конкурентов, прежде чем принять решение. Прислушиваются к советам других, но внедряют то, что считают самым лучшим и эффективным.
  10. Хранители информации. Умеют собирать информацию, знают, где ее можно найти и как использовать.

Классификация по функциям

Характеристика стилей лидерства по преобладающим функциям делит лидеров на подвиды. Среди них есть такие:

  1. Организаторы групп или толпы. Прежде чем что-то делать, они составляют детальный план. Всегда знают последовательность решений. Умеют быстро налаживать контакты с другими людьми. Лучше всего подходят для организации мероприятий или рабочих целей в небольших группах. Получают признание благодаря постоянному оптимизму и вере в свою команду. Им доверяют, т. к. они практически всегда предлагают самый лучший выход из ситуации.
  2. Творцы. Являются представителями наиболее рационального типа лидера. Характеризуются высоким уровнем активности, энергичности. Всегда знают, что им нужно и каким образом этого добиться. Умеют преодолевать барьеры. Создают сплоченный, дружный коллектив. Способны сформулировать актуальную проблему так, чтобы заинтересовать в ее решении остальных.
  3. Борцы. Отличаются силой воли, крепким характером и уверенностью в своих силах. Им не страшны никакие преграды. Умеют моментально принимать важные решения. Всегда готовы атаковать, отстаивать личные и коллективные интересы. Единственный минус лидера-борца – он не всегда способен наперед предусмотреть последствия своих действий, часто импульсивных.
  4. Дипломаты. Предпочитают с коллегами иметь доверительные отношения. Выбирают мягкий способ влияния. Активно задействуют навыки манипуляции, если нужно достичь важных целей. Пребывают в курсе всех событий. О своих планах рассказывают редко, пока не добьются желаемого. Умеют за короткий промежуток времени провести успешные переговоры даже с трудными по типу характера людьми.
  5. Последний тип лидеров – утешители. Эти люди всегда готовы поддержать, помочь, что-то посоветовать. Им важна атмосфера в коллективе, поэтому они активно работают в этом направлении. Утешителям присуща вежливость, понимание, сочувствие, доброта и сопереживание.

Тип лидера, его характеристика и примеры

Разница между управителем и лидером

Помните, руководитель – не всегда лидер. Есть такие коллективы, где лидер неформальный, его просто избрала группа людей или сотрудников. Это означает, что лидерство имеет неофициальный характер, а руководство является проявлением формальных деловых отношений.

Управление носит социальную природу, а лидерство – психологическую. Если человек с лидерскими качествами является управителем, то эффективность работы коллектива будет очень высокой. Но если руководителем будет личность без лидерских проявлений, то продуктивность может снижаться.

Другие различия между понятиями:

  • лидер обычно не управляет, не командует, а просто ведет за собой людей, а задача управителя – осуществить организацию труда;
  • руководитель строит отношения в коллективе на основе регламентации прав и обязанностей, лидер – на личностных связях;
  • личность с лидерскими качествами не контролирует членов команды, работа строится на доверительных отношениях, тогда как руководитель требует подчинения.

Типология стилей лидерства

Ситуация в мире постоянно меняется, что требует изменения типов лидерства и управления. Поэтому на сегодняшний день их существует большое количество. Но основные типы лидерства классифицируют по стилю, характеру и содержанию деятельности.

По К. Левину (или по стилю)

Одной из самых популярных концепций остается типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы XX столетия немецким психологом Куртом Левиным. Каждый вид лидерства имеет свои формальные и содержательные характеристики. Формальные определяют приемы и способы управления. Содержательные характеризуют решения, которые предлагаются лидером и принимаются группой.

Директивный

Другое название – авторитарный стиль лидерства. Основан на принципах оглашения четких, точных, коротких команд, кратко и по сути. Не теряет время зря на длительные рассуждения, а быстро и эффективно действует. Может озвучивать угрозы или запреты, если участник команды делает что-то не по плану.

У него весьма неприветливый тон. Похвалы делает редко, эмоции и просьбы игнорирует. Ставит четкие критерии оценки. Это облегчает работу с командой, т. к. коллеги точно знают, что от них требуется и какое последует наказание за несоблюдение правил.

Авторитарный тип лидерства отличается детальным планированием объемов работы группы на краткий промежуток времени. Дальнейшие перспективы рассматривают по результатам поточной деятельности.

Директивный стиль руководства эффективен в таких случаях:А

  • в кризисных ситуациях;
  • когда ставятся конкретные задачи от высшего руководства;
  • когда любая инициатива является наказуемой (нужно только придерживаться установок руководителей высшего ранга);
  • в общении с некомпетентными, медлительными сотрудниками.

Авторитарный стиль руководства неэффективен в тех случаях, когда нужно принять неординарное решение. В этом случае действует правило: чем сложнее задача, тем ниже эффективность этого стиля управления.

Он также неэффективен в долгосрочной перспективе. Не подойдет для творческого коллектива, где ценится оригинальность идей и особенность каждого сотрудника.

Стили лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный

Демократический

Один из лучших стилей руководства. Демократический стиль лидерства предполагает тактичное поведение, объективность по отношению к сотрудникам и коллегам. Для такого лидера важен человеческий фактор, он часто идет на уступки.

Демократический тип лидерства имеет свои особенности:

  1. Постоянный обмен информацией. Для этого лидера важно, чтобы сотрудники были в курсе всех событий. Но делится он той частью информации, которую считает важной. Любит устраивать совещания, где проводит мозговой штурм. Ему важно, чтобы сотрудники не боялись и умели обмениваться информацией.
  2. Совещание на демократических принципах. Во время беседы высказаться может каждый желающий, а лидер озвучит свое мнение лишь в конце. Лидер знает, как разговорить сотрудника-молчуна или угомонить слишком активного подчиненного. Он терпелив, толерантен и с уважением воспринимает идеи других, даже если они полностью противоречат его суждениям. Умеет слушать. Если начинает кого-то критиковать, то делает это аккуратно и конструктивно.
  3. Привлекает сотрудников к принятию решений. При демократическом стиле управления руководитель считает себя частью команды, а не отдельным ее элементом. Он часто устраивает нечто наподобие референдума, где на его решение может повлиять каждый сотрудник.
  4. Очень ценит чужой труд. За отличную работу обязательно награждает своих подчиненных. Это проявляется в материальном или моральном стимулировании.

В психологии считают этот тип управления самым лучшим, т. к. сотрудники редко пребывают в стрессовом состоянии. Они менее подвержены раздражительности, депрессиям, тревожным состояниям.

Демократическая модель руководства особенно эффективна в командах, где сотрудники узкоспециализированы и являются настоящими профессионалами своего дела. Часто бывает, когда руководитель не знает, какой тип управления использовать, он отдает предпочтение демократическому.

Не следует внедрять этот стиль лидерства в коллективах, где сотрудники не заинтересованы в развитии компании. Они отличаются некомпетентностью, плохим осведомлением о положении дел на предприятии или нуждаются в постоянной мотивации. Другое обстоятельство, когда демократический метод руководства будет недейственным – кризисная ситуация, когда времени на длительные обсуждения нет.

Попустительский, или пассивный

Эта модель руководства отличается отсутствием похвал подчиненных. Между руководителем и сотрудниками формируются сугубо деловые отношения. В некоторых ситуациях активно используется делегирование основных полномочий между работниками разных отделов или должностей.

Другие концепции, на которых основан пассивный стиль управления:

  • лидер есть, но его не видно(руководитель сам по себе, сотрудники – сами по себе);
  • отсутствие интереса к успехам друг друга;
  • работники сами обсуждают и принимают решения;
  • психологический климат в коллективе неблагоприятный, что негативно сказывается на результатах деятельности творческих людей;
  • в команде редко занимаются вопросом мотивации.

Такой стиль руководства не имеет положительных качеств. При нем качество и объемы работы будут низкими. Сплоченность коллектива отсутствует. Инициатива сотрудников не ценится — ее никто не принимает во внимание.

По характеру деятельности

Согласно этому критерию выделяют такие стили лидерства, как универсальный и ситуативный. Универсальный, его еще называют эталонным, предполагает, что человек одинаково действует в разных ситуациях. Ситуативный – действия руководителя напрямую зависят от конкретной ситуации.

Универсальный

Его основная цель – блестящее исполнение работы. Такие руководители сами подают подчиненным пример качественной работы.

Они стремятся к исполнению работы, не всегда желая взаимодействовать с коллегами. Дружбу заводят лишь с теми, общение с кем может принести какую-то выгоду.

Такие руководители хотят, чтобы сотрудники работали так же усердно, но очень боятся доверять им сложные задачи. Могут доделывать за ними какую-то работу. Они не вмешиваются в работу подчиненных, пока те сами об этом не попросят.

Создают условия, в которых сотрудники смогут максимально хорошо проявить себя. Могут требовать выдающихся достижений. Если подчиненный не может справиться с какой-то задачей, то ему дают другое задание.

Придерживаясь такого типа руководства, менеджеры всегда поддерживают высокий уровень профессионализма. Они демонстрируют себя высококомпетентным сотрудником и мотивируют работников становиться такими же.

Универсальный, или эталонный, стиль управления будет эффективен в таких ситуациях:

  • основные работники являются высококлассными специалистами;
  • ситуация кризисная, но не критическая ;
  • нужно руководить работой какого-то одного отдела;
  • подчиненные целеустремленные, инициативные;
  • необходимо добиться быстрого развития организации;
  • нужно повысить профессиональный уровень особенно перспективных работников.

Его лучше не применять, если компания находится на грани банкротства или при резком снижении успешности деятельности. Такой стиль руководства лучше не задействовать, если менеджер сам не может справиться со своими обязанностями.

Универсальные лидеры ориентированы на достижение цели

Ситуативный

В этом случае руководитель ориентируется на конкретную ситуацию. Он узнает особенности организации труда разных групп подчиненных, а если коллектив небольшой (до 15 человек), то их черты характера. Отдает предпочтение работе с подчиненными, которые находятся на одном уровне развития.

  1. Низкий уровень подготовленности работников. Требуется введение жестких правил, оглашение четких установок. Подчиненным конкретно объясняется, что от них требуется и даются советы, как этого достичь. Ведется контроль буквально за каждым шагом сотрудников, что позволяет максимально быстро выявить возможную проблему. Если подчиненный ошибся осознанно, его наказывают. Если он старался и успешно исполнил поставленную задачу, его следует похвалить и наградить.
  2. Второй, или средний, уровень развития сотрудников. Отличается тем, что у работников уже есть стимул работать и желание развиваться, но нет достаточного опыта для качественного исполнения всех заданий. В этом случае применяется наставнический подход, когда руководитель помогает работникам, дает рекомендации. Контроль за исполнением задач постоянный и очень жесткий. В коллективе постепенно приобретают ценность психологические аспекты. Но даже в этом случае лидер не забывает давать четкие поручения и требует точного исполнения всех задач.
  3. Третий уровень коллективной сплоченности подразумевает наличие дружеской атмосферы в коллективе, отличной организации труда, профессионального опыта. Руководитель и сотрудники – это одна команда, объединенная общаей целью. Сотрудники несут большую ответственность за свои действия. Инициативность приветствуется и поощряется.
  4. Четвертый уровень характеризуется очень сплоченной командой, где сотрудники умеют распределять обязанности, а лидер только руководит процессом. В таком случае полномочия начальника могут возлагаться на работников, когда в этом возникнет необходимость.

По М. Веберу

М. Вебер видел в лидере жесткого, авторитарного человека, который любит отдавать приказы. В основе его типологии лежит понятие «авторитет».

Он выделяет такие стили лидерства: традиционный, рационально-легальный, харизматичный.

  • Традиционный стиль основывается на соблюдении традиций, привычек. Вебер считает, что отношения между лидерами и последователями основываются на личной преданности последних своему руководителю отчасти в силу традиции, отчасти в силу произвола лидера, которому позволительная свобода действия, основывающаяся на традиции.
  • Рационально-легальный стиль основывается на разумности, законности порядка избрания лидера. Действия лидера всегда контролируются законодательными актами, нормативами. Креативность и индивидуальность при таком типе управления не учитываются и не применяются.
  • Харизматичное лидерство основано на вере в личность, ее индивидуальность. При избрании лидера учитываются его особенности, профессиональные навыки, необычные черты характера. Такой лидер очень важен в кризисных ситуациях. Он способен мобилизовать множество людей для достижения общих целей. Такими лидерами были Ленин, Сталин, Ф. Кастро.

Три типа лидерства по М. Веберу)

Заключение

Лидерство ассоциируется с руководящей должностью. Однако лидер и руководитель часто не один и тот же человек.

Проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки классифицировать столь сложное явление обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков.

Основные стили лидерства классифицируются по нескольким критериям:

  • по содержанию деятельности;
  • по стилю руководства;
  • по характеру деятельности.

Лидерство: что это в психологии, определение понятия, функции, примеры

Многие известные философы от Платона до Плутарха пытались найти общие качества, которыми обладают лидеры. Они были уверены, что основы лидерства лежат в индивидуальных особенностях личности. Так ли это на самом деле? Что говорит о лидерстве современная теория управления, и от чего зависит появление неформальных лидеров?

Содержание

  1. Пару слов о понятии
  2. Сущность
  3. Разновидности Классификация на основе функций лидера
  • История
  • Лидер в группе: психология
  • Феномен
  • Что такое руководство
  • В чем кардинальная разница между лидерством и управлением
      Сравнительная таблица
  • Известные концепции
  • Гендерные факторы
  • Проблема
  • Кто такой лидер – определение
      Признаки
  • Таблица качеств
  • Функции
  • Примеры
  • Антилидер – что это
  • Как помочь ребенку развить лидерские качества
  • Уроки эффективного развития
  • Специализированная литература

    Можно смело заявить, что люди – это и есть история. Каждому знакомы такие имена, как А.В. Суворов, Л.Н. Толстой, Мэрилин Монро или Уинстон Черчилль. Несмотря на то, что род их занятий абсолютно разный, объединяет их одно: всех, безусловно, можно назвать лидерами. Об определении лидерства в психологии: что это такое и какие концепции существуют, я расскажу в этой статье.

    Современные теории лидерства

    1. Теория эмоционального интеллекта Д.Голдмана

    Составляющие эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия, социальные навыки. Эти качества должны быть присущи лидеру и развиты.

    2. Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К.Кэшмана

    Лидерские навыки необходимо развивать изнутри. Достигая мастерства в семи областях:

    • Самопознание
    • Целеполагание
    • Управление изменениями
    • Межличностные отношения
    • Бытие
    • Нахождение равновесия
    • Умение действовать

    3. Теория опосредованного лидерства Р.Фишера и А.Шарпа

    Для реализации процессной функции лидерства вовсе не обязательно занимать формальную позицию лидерства. В центре – мотивация к лидерскому поведению.

    ТОП лучших платформ для торговли бинарными опционами:
    • БИНАРИУМ
      БИНАРИУМ

      1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов для СНГ!
      Бесплатное обучение трейдингу и демо-счет!
      Получите бонус за регистрацию, перейдя по ссылке:

    4. Теория «двигателя лидерства» Н.Тичи

    Должна быть система подготовки лидеров на всех уровнях организации. Для этого в организации должна быть «передаваемая точка зрения».

    Которая становится мерилом деятельности для всех лидеров. По Тичи это система из трех взаимосвязанных элементов:

    • Бизнес-идеи
    • Ценности и эмоциональная энергия
    • Решительность

    5. Идея «распределенного» или «разделяемого» лидерства

    Проект делится на несколько этапов, на каждом из которых превалирует определенная компетенция. Носитель которой, становится временным лидером и осуществляет координацию. Происходит эстафетная передача лидерства с этапа на этап.

    6. Теория связующего лидерства и концепция «горячих групп»

    Современный лидер должен уметь устанавливать связи между своими побуждениями и целями. А также целями и побуждениями других людей. Сплоченная эффективная группа людей полностью поглощенная выполнением задания.

    Человек, владеющий связующим лидерством, может создать горячую группу. Затем, либо руководить ею, либо быть ее членом, возможно реализуя идеологию распределенного лидерства.

    Пару слов о понятии

    Это способность организовать и увлечь за собой массу индивидов, сделать собственную идею приоритетом для сотен и тысяч других, а также в одиночку достичь того, что казалось невозможным.

    Жизни знаменитостей и великих деятелей подверглись тщательному анализу со стороны психологов, социологов и политологов. И на основе этих исследований были выявлены навыки и умения, способствующие раскрытию потенциала обычного человека и его реализации в обществе.

    По одному из многочисленных определений, лидерство – это процесс воздействия на социум, когда личность может прибегнуть к помощи других для того, чтобы достичь общих для них целей. Чтобы изучить такое влияние, необходимо понять, кто такой лидер и каким комплексом качеств он обладает. Но эту тему затронем немного позже.

    Гибкость

    Следует отметить, что все названные типы лидерства и руководства не являются совершенными. Поэтому наиболее успешен человек, называемый «гибким лидером». Он способен совмещать разные виды управления, руководствуясь ситуацией. При необходимости внедрения авторитарного или демократического стиля гибким лидером выбирается наиболее подходящий вариант. Это способствует достижению наибольшей эффективности. А необходимость проницательности и выхода за стандартные рамки приводит к выбору трансформационного стиля.

    Руководствуясь предложенной спецификацией, несложно определить личный стиль или тип своего руководителя на рабочем месте. Зная основные характеристики, можно развить в себе необходимые качества. При этом нужно просто сопоставить личные особенности поведения и типы лидерства, описанные в статье.

    Сущность

    Любая система, относящаяся к социально-экономической сфере, нуждается в вожаке. Ведь главными ресурсами для ее совершенствования являются потенциал, таланты, сила и продуктивность подчиненных, а также проявление инициативы. И все это собирается воедино именно тем, кто имеет лидерские свойства.

    Эта особенность является вдохновляющим, тактическим и генерирующим аспектом в становлении любой группы. А в исполнительском ключе на первый план выходит его оперативная, организационная роль, призванная «поддерживать огонь».

    Она может проявляться в том, как человек умеет организовывать рабочую деятельность несмотря на сложность поставленных задач, убеждать сотрудников добиваться целей, формировать общую картину будущего и поддерживать мотивацию к труду.

    Само понятие «лидерство» в психологии произошло от немецкого слова «lead», в переводе означающего «путь». Поэтому лидер – это тот, кто ведет за собой и показывает направление.

    Основополагающая его обязанность состоит в помощи другим безболезненно и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, применять в работе творческий подход. Помимо этого, свойство нацелено на то, чтобы поощрять сотрудников на обмен знаниями, накопление навыков и опыта путем корпоративных курсов и обучения, а также выработку новых умений.

    Но качество может быть двух видов:

    В первом случае, это руководитель, которому следует подчиняться. Именно он распределяет обязательства между подчиненными. Но во втором – воздействие происходит благодаря личным чертам человека. Часто такой лидер имеет большее влияние на мнение коллектива.

    Теория лидерства качества

    Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом. Исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

    • Внимание. Способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий). Чтобы, это было привлекательным для последователей.
    • Значение. Способность так передать значение созданного образа, идеи или видения. Чтобы они были поняты и приняты последователями.
    • Доверие. Способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных.
    • Управление собой. Это способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны. Чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

    Тема лидерства в последнее время приобретает все большую популярность и особенно в бизнес среде. Поэтому сейчас, для того чтобы как удерживать, так и привлекать на работу сотрудников. Руководителю и нужны надежные инструменты лидерства.

    Поддержите нас — поделитесь этой статьей!

    Разновидности

    Термин «лидерство» берет начало из психологии. Этот процесс подразумевает социальное воздействие, когда личность получает помощь от других для достижения общей для всех цели. Набор характеристик вожака полностью зависит от того, к какому типу он принадлежит.

    Самая известная классификация выделяет такие виды:

    • Деловой. Имеет места в коллективах, объединенных рабочими или производственными задачами. Здесь понадобятся такие особенности, как компетентность, опытность, способность быстро принимать решения, а также авторитетность. Основные требования в этом случае: продуктивность и креативное мышление.
    • Эмоциональный. Свойственен психологическим группам. Человек приобретает вес за счет индивидуальных симпатий и собственной харизмы и обаяния. У окружения такой лидер должен вызывать уважение, доверие и любовь.
    • Ситуативный. Он может принадлежать как к первой, так и ко второй категории. Его отличие в том, что он носит неустойчивый характер. Выражается при конкретных обстоятельствах, например, во время экстренного случая.

    Но разграничения есть и по фактору масштабности вопросов, находящихся в компетенции специалиста. По этому условию различают:

    • Бытовой – в школьной или университетской среде, в организациях досуга, в семейном кругу.
    • Социальный – спортивные или творческие ассоциации, производственные или профсоюзные компании.
    • Политический – деятели государства и общества.

    Классификация на основе функций лидера

    • Организатор. Его потребностями являются нужды всей группы. Поэтому он ведет активную деятельность для достижения общих целей.
    • Борец. Ему присущи такие черты, как настойчивость, самоуверенность, упорство и развитая сила воли. Он, без сомнений, вступает в борьбу.
    • Творец. Обладает новаторским, креативным мышлением, решает вопросы любой сложности. Он придерживается метода общения, а не раздает приказания.
    • Утешитель. Сильная сторона такой личности – эмпатия. Он с почтительностью относится ко всем, проявляет понимание и сочувствие.
    • Дипломат. Ситуация находится у него под контролем и он мастерски владеет ей вплоть до мельчайших деталей. Этот человек знает, каким образом и на кого можно воздействовать.

    Важно, что в любом социуме могут присутствовать несколько из описанных выше видов. Каждый из них занимает свое место и не конкурирует с остальными.

    Кто такой антилидер

    Антилидер – это человек, находящийся у власти, но не обладающий качествами, способными заставить толпу по собственной воле действовать ради его интересов. Его поведение не вызывает уважения, а его личность – симпатию.

    Антилидер стоит на месте, не готов развиваться и меняться. Он уверен в собственной правоте и не способен отклониться от первоначального плана. Не занимается сочинением собственной стратегии поведения, а использует уже опробованные методики. Такой человек не придерживается принципов, он с легкостью говорит одно, а поступает иначе, не посчитавшись с мнением группы. Для него главное, чтобы люди его поддерживали, соглашались, их точка зрения интереса не вызывает.

    Антилидер своим поведением провоцирует конфликты, не следит за гармонией в коллективе и не хочет примирять возникающие разногласия. Он не пытается поддержать или помочь, не дает разъяснений, или они настолько краткие, что не приносят пользы. Он просто раздает команды, используя контрольный подход, при этом может повысить голос или оскорбить члена коллектива.

    Лидерские качества необходимы человеку, чтобы найти поддержку для достижения цели. Уважение и любовь коллектива может заслужить не каждый. Только уверенный в себе человек, способный слушать и поддерживать окружающих, заработает авторитет. Постоянное самосовершенствование и способность нестандартно мыслить привлекают, вызывают желание действовать во имя общей цели.

    История

    Концепция лидерства начинается в 20-х гг двадцатого столетия. Именно тогда впервые проявляется интерес к механизму управления, как к науке. В первую очередь, ученые обнаружили наличие одинаковых свойств у самых известных лидеров. Так и появилась «Теория великих людей».

    Но, увы, она не достигла успеха, так как объединяющие черты характера выявить оказалось довольно трудно. Конечно, среди них были и наличие развитого интеллекта, и обширный кругозор, и запоминающийся внешний вид. Но обобщенную картину создать все равно не удалось, так как те, у кого не было таких характеристик, все равно стали вожаками.

    После исследователи выдвинули идею о ситуационной направленности. Она гласит, что авторитетом становятся в силу определенных обстоятельств. И в зависимости от того, какая стоит задача, личность с лидерскими наклонностями может меняться.

    Ф. Фидер, проведя трудоемкую работу, установил, что стиль руководства связан с атмосферой, царящей в коллективе. Так, например, если ситуация между сотрудниками благоприятная, то они воспринимают начальника доброжелательно, уважают его и прислушиваются к его мнению. В этом случае эффективным будет вожак, ориентированный на цель. Так как положение позволяет ему быть требовательным и распределять точные обязанности. Но эта схема действует и в обратном направлении, когда коллективные отношения отрицательные.

    Но вот на среднем уровне позитивности более выигрышным станет вариант, когда руководитель ориентируется на взаимоотношения между членами объединения и создание положительной ситуации.

    6) Обучение лидерству

    Почему большинство программ по лидерству оказываются неэффективны? Ответ прост: существует гигантское различие между тем, что мы знаем о лидерстве и тем, что мы делаем как лидеры. Большинство хороших сотрудников крупных развивающихся компаний (от линейного персонала до ТОПов) знают о лидерстве практически всё: они прочли множество книг по этой теме, не раз проходили оценку лидерских качеств, побывали на различных тренингах и программах обучения вплоть до зарубежных бизнес-школ. Почему же они так и не стали настоящими лидерами? Да потому, что лидерство – это не теория, а практика. Реальное лидерство – это готовность испытывать дискомфорт и рисковать, что достигается благодаря эмоциональной стойкости человека.

    Сильные лидеры тем и отличаются от слабых, что учатся не по книгам и не в аудиториях.

    Основной критерий хорошей, работающей программы лидерства – это достижение существенных устойчивых изменений в поведении.

    • Развитие лидерства непосредственно в рабочих условиях
    • Обучение лидерству на ситуациях, которые требуют эмоциональной стойкости

    Большинство тренинговых программ по лидерству реализуется в безопасных условиях, не требующих существенного выхода человека из своей «зоны комфорта». Да, это чаще всего познавательно и весело, но в итоге: нерезультативно. Для того чтобы научить людей стойкости, необходимо потребовать ее от них. Для этой цели необходимо ставить людей в ситуации, в которых есть риск быть уязвимым, риск высказывать или выслушивать нелицеприятные вещи, риск пробовать менять устоявшуюся модель реагирования и поведения.

    Лидер в группе: психология

    Этот человек знает, как сохранить спокойствие и самообладание даже при очень трудных обстоятельствах. Он обладает стрессоустойчивостью, продуктивно и быстро принимает важные решения. И главное, он берет ответственность за свои поступки.

    • Умение продвигаться к цели. Вожак знает, что конкретно ему нужно достичь, и идет к этому несмотря на преграды и неудачи. Более того, он не собирается останавливаться на достигнутом. Если он твердо решил получить желаемое, то никто не сможет его притормозить. Поэтому настойчивости и упорства ему не занимать.
    • Высокоразвитый интеллект. Ему регулярно приходятся решать сложные задачи, думать на шаг вперед и разрабатывать стратегии дальнейшей работы. Поэтому он стремится обзавестись новыми знаниями не только в области профессиональной деятельности.
    • Самоуверенность. Он не должен сомневаться во время продвижения вперед. Если у личности нет уверенности в собственных силах, то вряд ли она станет ведущей своей группы. Ведь за слабым индивидом никто не последует.
    • Способность объединять вокруг себя многих единомышленников. Авторитетом не становятся сами по себе, это явление социальное. Поэтому ему необходимо управлять другими, вести их вслед за собой. А если это хороший руководитель, то и работа выходит слаженной и организованной.
    • Готовность к переменам. Вожак осознает, что в любой момент может все измениться. Тогда придется корректировать планы, принимать новые решения, а возможно, кардинально менять методы саморазвития и совершенствования своей команды.

    Но самое важное в таком определении, лидер в психологии – это тот, кто внутренне готов к управлению окружающими и имеет соответствующее самоощущение.

    Функциональный аспект

    Все модели лидерства базируются на определенных действиях, которые будет выполнять руководитель. Функции лидерства и их характеристика описаны ниже.

    • Конструктивная – заключается в выражении и осуществлении целей определенного общества, без ущемления в процессе работы прав других социальных слоев. Установка идеально звучит, но на практике еще ни разу не была осуществлена. Из-за отсутствия продуманных концепций современного типа и плана их воплощения в жизнь большая часть революций закончилась неудачей.
    • Организационная – лидер не занимается полностью всей работой самостоятельно. Для воплощения в жизнь определенных идей ему нужны свободные руки. Основные его задачи заключаются в умении увидеть потенциал в человеке и сделать его работоспособным звеном общей системы.
    • Координация – осуществление контроля работы органов власти и принятие решений в соответствии с установленными в обществе законами, обычаями. Интегративная – привлечение единомышленников к своей программе. Без этого качества ни один лидер не сможет надолго задержаться на главных ролях.

    Феномен

    Ученые долгое время пытались объяснить, что именно заставляет людей следовать за конкретным индивидом и игнорировать других. Ведь общественная система создана таким образом, что ей обязательно нужно руководить, иначе она рано или поздно разрушится, и наступит хаос.

    Социум во все эпохи нуждался в грамотном начальнике, так как группа людей не способна самостоятельно избирать направление для развития. Им гораздо проще, когда есть тот, кто указывает путь и говорит что нужно делать.

    Как правильно говорить, двигаться и слушать

    Внешность – только составляющая характеристик лидера. Развитие истинных лидерских качеств дополняйте:

    • хорошими манерами;
    • четкой, грамотной речью;
    • сдержанными жестами;
    • хорошей осанкой и умением двигаться;
    • уверенностью.

    Учитесь правильным манерам – издается большое количество деловой литературы такого рода. Наблюдайте за лидерами, их манерой поведения. Правильно говорить тоже нужно учиться. Для этого:

    • запишитесь на специальные курсы;
    • прочитайте маленький текст и запишите его на диктофон, ошибки речи будут видны – неправильные склонения слов, нечеткое проговаривание окончаний, употребление слов-паразитов;
    • старайтесь больше читать классической литературы, и словарный запас увеличится;
    • помогает развить речь простая игра, суть которой в том, что игроки в 5 предложениях описывают предмет, который не видят окружающие, а затем они угадывают название по описанию;
    • следует в течении 5-10 минут произносить речь перед зеркалом или запишите себя на видео. Так видно себя со стороны;
    • старайтесь структурировать речь, выделять голосом и интонацией ключевые моменты, тогда речь будет захватывать собеседника.

    Чтобы научиться хорошо двигаться, запишитесь в школу танцев. Это поможет совмещать физическую нагрузку, эмоциональное расслабление и обучение правильным движениям. Общение в новом для себя коллективе – это развитие коммуникабельности, как лидерских качеств.

    Есть люди, которые рождаются лидерами, но не реализовывают свои возможности. Но есть и те, кто способен им стать, развив в себе нужные лидерские качества. Воспитывать в себе лидера – тяжелая работа. Но без нее нельзя говорить о достижении успеха в жизни.

    Что такое руководство

    Вожак занимается тем, что пытается контролировать и регулировать межличностные взаимоотношения в коллективе. Его появление носит стихийный характер и находится в зависимости от настроений в группе.

    Руководитель – это название должности, которая наделяет индивида полномочиями и назначается сверху. Это понятие отличается от термина «лидер». Но зачастую именно оно включает большее воздействие на массы.

    В деятельность конкретной компании начальник занимает составлением плана будущей работы, контролирует выполнение обязанностей работниками. При этом тот, кто имеет лидерскую позицию, влияет непосредственно на поведение и эмоциональную составляющую, он умеет убеждать.

    Основные признаки

    Личность, которая берет на себя управление, можно определить по следующим референтам:

    • высокая инициативность и активность;
    • осведомленность о поставленном задании и о коллективе в целом;
    • способность влиять на мнение и действия членов группы;
    • высокое соответствие поведения данного индивида установленным нормам по сравнению с другими;
    • наличие нравственных качеств, которые являются примером для членов коллектива.

    В группе строятся определенные отношения, когда одного человека признают ведущим, а остальные становятся ведомыми.

    Не всегда лидер вызывает симпатию окружающих и не всегда является социометрической звездой, но признаки лидерства очевидны. Обычно уровень его интеллекта превышает средние показатели. Группа легко может распасться, если в ней нет человека, который имеет потребность доминирования.

    Доминирующий человек организовывает жизнедеятельность и хороший климат коллектива, вырабатывает нормы и следует им. Выступает представителем при взаимоотношении с другими группами, несет ответственность за результаты работы.

    В чем кардинальная разница между лидерством и управлением

    Менеджер распоряжается процессом в фирме. Сюда входит постановка задач, ответственность за их выполнение и общие результаты команды. В его обязательства также включается контролирование того, насколько правильно действуют подчиненные.

    Зачастую он играет пассивную роль: есть распоряжения свыше – их нужно исполнять. Но при этом он не задумывается о том, чтобы повысить мотивацию, или стимулировать сотрудников.

    В то же время, лидер – это активность, эмоции и уважение со стороны объединения. Такой человек обладает колоссальной энергией, стремится идти вперед, добиваться большего. Не каждый начальник сможет стать таким. Вожак выбирает единомышленников, а для менеджера этот момент не является важным, так как для него в приоритете – выполнение приказаний.

    Сравнительная таблица

    Авторитет Руководитель
    Контролирует межличностный контакт членов группы. Заведует только официальными связями.
    Поведение возникает самостоятельно. Назначение на должность совершается вышестоящими лицами.
    Решение насущных проблем. Разрешению трудностей препятствуют некоторые условия.
    Влияние на маленькое объединение. Воздействие на небольшую ячейку внутри широкой системы.
    Участник микросреды. Субъект макросреды.

    Классификация

    Существует много классификаций лидерства. Малая группа действует в двух сферах — деловая и эмоциональная. Соответственно к ним выделяют инструментальное и экспрессивное лидерство. Иногда эти два вида представлены в одной личности. Но чаще это разные люди. Первый организовывает работу и решение поставленных задач, второй – процесс общения и взаимоотношения с психологической точки зрения.

    Если принимать во внимание стиль и методы работы, выделяют такие виды лидерства:

    1. Авторитарный – человек, который управляет, сам принимает решения, не прислушивается к мнению других. Видит поставленную цель и делает все, чтобы до нее дойти. Это своего рода деспот, которого не интересуют проблемы членов коллектива.
    2. Демократический – решение задач достигается совместными усилиями, каждый член группы может высказать свою точку зрения. Отношения между участниками теплые. Но на достижение результата требуется намного больше времени.
    3. Попустительский – группа работает самостоятельно. Лидер есть, но он не выделяется, не оказывает влияния на деятельность. Участники сами принимают решения, добиваются цели. Чтобы организовать рабочий процесс, необходимо много времени.

    Социологи подразделяют лидеров на следующие виды:

    1. Для которого нет невозможного – человек с высокоразвитыми умственными способностями. Может повернуть ситуацию так, как ему нужно. Имеет хорошее логическое мышление, благодаря этому управляет коллективом. Участники доверяют ему.
    2. По воле судьбы – его выбрали, но от него ничего не зависит. Такое часто случается в небольших коллективах. Примером служит студенческая группа, когда выбирают старосту. Может скоро произойти смена лидера.
    3. Который имеет задатки с рождения – благодаря психологическим особенностям ему хорошо дается руководить людьми.
    4. Харизматический – отличается качествами, которые притягивают людей, внушает им доверие. Структура коллектива неустойчивая, так все зависит от отношения лидера к его членам, которое может резко смениться. Пока человек обладает харизмой, он будет во главе группы. Если потеряет свою притягательную силу, его могут сменить.
    5. Маккиавеллистический – пользуется человеческой слабостью и чужими ошибками. Извлекает из них выгоду для себя. Манипулирует людьми.
    6. Экспрессивный – обладает высокой эмоциональностью, чем притягивает к себе людей.
    7. Инструментальный – группа его выдвигает, так как считает, что он обладает качествами, которые помогут достигнуть поставленных целей.

    Известные концепции

    Как уже я отмечала ранее, лидерство изучалось различными исследователями. В связи с этим было выдвинуто несколько идей:

    • Теория лидерских качеств. Ученые пытались составить обобщенный образ с чертами, присущими всем известным людям.
    • Стиль поведения. Приходится на начало 20 столетия, когда пытались выявить особенности действий вожаков в различных ситуациях.
    • Ситуационная авторитетность. Необходимо применять те методы, которые подходят к конкретным обстоятельствам.

    Записаться на консультацию

    Поведенческие теории лидерства

    Эти теории основываются не на лидерских качествах, а на лидерском поведении, на стиле руководства. Основная идея поведенческих теорий – лидерами не рождаются, а становятся.

    Следовательно, возможна подготовка лидеров по специально разработанным программам. Под стилем управления понимается система методов и приемов.

    Так же, выделяют формы деятельности управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Наиболее известными концепциями данного типа являются:

    • Три стиля руководства
    • Исследования Университета штата Огайо
    • Исследования Мичиганского университета
    • Системы управления (Лайкерт)
    • Управленческая сетка (Блейк и Моутон)
    • Теория X и Y МакГрегора

    Гендерные факторы

    Многие из вас замечали, что среди руководителей женщин гораздо меньше. В большей степени это связано с исторически сложившимся восприятием того, что девушки не могут занимать подобные должности. Но в нашем мире такие взгляды подверглись пересмотру: все больше дам становятся менеджерами и довольно эффективно справляются со своими обязанностями.

    Выделю несколько концепций:

    • поток – половой аспект является важным;
    • отбор – предъявляются различные требования;
    • идея андрогинии – выделение идет по присутствию признаков феминности или маскулинности;
    • фрейдизм – отрицательное отношение к тому, что лидер – женщина.

    Характерная модель правления

    Особого внимания заслуживают харизматические политические лидеры. Словно по классике жанра, харизма ведет людей к власти, и в итоге они становятся правителями. Но тут уместнее сказать о том, что многие правители имеют харизму, но не все. Истории известны правители, которые не только не получили уважения и признания, но даже и не оставили после себя хотя бы какой-то памяти.

    Предположим, что государство Z возглавляет харизматический лидер. Такое государство всегда сплоченное. При этом правитель не прибегает к военной силе и своему положению. Народ идет за ним сам, добровольно. Для такой страны характерно будет то, что население её не устраивает революций, протестов, не мигрирует в другие государства.

    Кто такой лидер – определение

    Это личность, умеющая контролировать собственные эмоции и придавать мотивацию другим для совершения действий. Она ставит перед собой конкретные цели, становится успешной и продвигается вперед независимо от мнения окружающих.

    Признаки

    Приведу факторы, отличающие его от обычного индивида:

    • умеет принимать важные решения;
    • при возникновении экстренных ситуаций остается спокойным;
    • внушает доверие и желание подчиняться;
    • хорошо формулирует мысли;
    • не боится провалов и принимает их за дополнительный опыт;
    • знает, как убеждать.

    Таблица качеств

    Категория особенностей Описание
    Физиологическая Обаятельность, привлекательность, прекрасное здоровье и высокая степень продуктивности.
    Психологическая Это может быть и интроверт, и экстраверт. Но к основным чертам приписываются здоровые амбиции, желание иметь власть, устойчивая психика, упорство и настойчивость, смелость.
    Интеллектуальная Нестандартное мышление, хорошее образование, рассудительность, эрудированность, разносторонность.
    Деловая Организованность, дисциплинированность, честность, порядочность, внимательность, общительность, дипломатичность, умение идти на компромиссы.

    Функции

    Этот комплекс связан с типом коллектива, но общее здесь тоже имеется:

    • регулирование взаимоотношений между сотрудниками;
    • политическая;
    • планирование;
    • освобождение участников от несения ответственности (весь удар берет на себя);
    • наблюдение и контролирование деятельности.

    Примеры

    Среди таких людей можно выделить:

    • Генри Форд;
    • Франклин Рузвельт;
    • В.И. Ленин;
    • У. Черчилль;
    • Ганди;
    • Мартин Лютер.

    Антилидер – что это

    Но обязательно наступает момент, когда появляется тот, кому не нравится нынешнее руководство. Он начнет настраивать коллектив против начальника и создать множество проблем вплоть до отказа в подчинении.

    Такой индивид высказывает недовольство формальным вожаком и собирает вокруг себя сторонников своих мыслей. И если его позиция будет только укрепляться, то борьба может стать негативным аспектом.

    Но существует и обратная ситуация: здоровая критика только улучшит функционирование, укажет на промахи и поспособствует их быстрому исправлению. В любом случае при появлении такой угрозы менеджеру желательно перевести эту личность в другой отдел или вовсе уволить.

    Как помочь ребенку развить лидерские качества

    Напомню, что лидер – это тот, кто готов взять на себя ответственность. Он точно видит собственную цель и упорно к ней продвигается. Для обучения малыша таким свойствам достаточно воспользоваться некоторыми полезными советами:

    • Получение опыта. Для этого у детей должно быть свободное пространство. Не старайтесь оберегать их от ошибок – им необходимо набивать шишки и делать из этого выводы.
    • Соревнования. Но это не значит, что ориентироваться стоит исключительно на победу. Истинный вожак должен гордо принимать и поражения.
    • Личные обязательства. С раннего возраста человеку следует осознать, что все его поступки имеют последствия.

    Формы власти

    Их перечислить тоже стоит. Всего форм пять:

    • Власть, которая опирается на принуждение. Худшая из форм, так как подчиненным внушают: руководитель имеет право и возможность наказывать их.
    • Власть, которая базируется на вознаграждении. Подчиненные верят, что руководитель удовлетворит их потребности, если они будут выполнять все, что им приказано.
    • Экспертная власть. Работники верят в то, что у руководителя есть знания, позволяющие удовлетворить их потребности.
    • Эталонная власть. Имеет отношение к психологии лидерства. Руководитель обладает настолько привлекательными личностно-профессиональными чертами, что его примеру хочется следовать. Лучшая из форм.
    • Законная власть. Строится на вере подчиненных в правильность следующего расклада: руководитель отдает приказы, а они – исполняют.

    Первая форма не только самая худшая, но и неэффективная. Ибо влияние через страх обычно приводит к неудовлетворенности подчиненных работой, что влечет снижение результативности. В итоге многие организации просто разваливаются.

    Специализированная литература

    Чтобы получше ознакомиться с данной темой, приведу список тематических книг:

    • «Психология достижений. Как добиваться поставленных целей» Х. Г. Хэлворсон;
    • «Режим гения Распорядок дня великих людей» М. Карри.

    Итак, я дала определение слову «лидер» и рассказала, кто это такой на самом деле. Этот тот, кто обладает совершенной харизмой и регулярно стремится достичь желаемого. И необязательно эти свойства должны быть врожденными. Их можно развить, но для этого необходимо приложить немало усилий.

    Список русскоязычных брокеров бинарных опционов:
    • БИНАРИУМ
      БИНАРИУМ

      1 место! Самый лучший брокер бинарных опционов для СНГ!
      Бесплатное обучение трейдингу и демо-счет!
      Получите бонус за регистрацию, перейдя по ссылке:

  • Добавить комментарий